Аббревиатура расшифровывается как "Единая государственная автоматизированная информационная система" для учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, включая пиво и парфюмерию.
Система предназначена для осуществления государственного контроля за рынком алкогольной продукции (АП) на территории РФ.
Если торговая точка еще не подключена к ЕГАИС, то с 1 января 2016 года продавать алкогольные напитки, включая пиво, ей запрещено. Ответственность за неподключение к ЕГАИС такая же, как и за продажу спиртного без сопроводительных документов. Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 150000 до 200000 рублей, а штраф за неподключение к ЕГАИС для руководителя компании (физического лица) составит 15000 рублей. Это предусмотрено в статье 14.19 КОАП.
Аналогичная ответственность после 1 июля 2016 года наступит и для тех предпринимателей, которые к ЕГАИС подключились, а товар не сканируют. Если это не осознанное нарушение, то так может случиться в результате поставки в магазин товара с поврежденными марками и испорченными штрихкодами. Информация просто не считается и, когда такой товар будет продан, это может быть расценено только как незаконный оборот алкогольной продукции. Поэтому каждому предпринимателю, имеющему дело с продажей алкоголя, стоит позаботиться о том, чтобы распродать товар с поврежденными марками до июля.
Индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие закупку только пива и пивных напитков в целях последующей розничной продажи такой продукции, а так же организации общепита, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и пива (рестораны, бары, кафе и т.п.) предоставлют информацию подтверждающую факт закупки алкоголя.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях или розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях предоставлют информацию подтверждающую факт закупки алкоголя, а так же факт продажи каждой единицы товара.
Ведение такого журнала тоже стало необходимостью с 1 января 2016 года. В нем фиксируются номер, дата розничной продажи, штрихкод, наименование продукции, код вида продукции, емкость в литрах и количество. Данные о поставках алкоголя в журнале не отображаются. Форма его ведения утверждена приказом Росалкогольрегулирования №164 от 19.06.2015.
Скачать образец журнала учета розничных продаж.
Введение ЕГАИС повлечет за собой ряд изменений в привычной работе персонала розничного магазина, в первую очередь - кассира. Продажа маркированной алкогольной продукции в магазине будет осуществляться следующим образом: